ПОЛОЖЕНИЕ
о стажировке участников II ступени программы
«Стратегический резерв» 


1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 

1.1. Стажировка – целенаправленное непрерывное совершенствование профессиональных компетенций в профсоюзной деятельности. Стажировка носит практико-ориентированный подход. 

1.2. Стажёр – участник II ступени программы ФНПР «Стратегический резерв» (далее - Программа), проходящий стажировку в соответствии с данным Положением. 

1.3. Наставник – опытный профсоюзный работник из числа выборных руководителей или штатных сотрудников, который обладает необходимым уровнем умений и знаний, компетенций, владеющий системным представлением о работе по конкретному направлению стажировки. 

1.4. Куратор – профсоюзный работник или активист, обладающий знаниями и компетенциями по направлению стажировки, которому поручено координировать работу группы стажёров по данному направлению. 

1.5. Направление стажировки – совокупность конкретных областей знания или видов деятельности, определяющих предметно-тематическое содержание. 

1.6. Проект – практический результат стажировки, демонстрирующий уровень освоения материала стажёром. 


2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

2.1. Целью стажировки является подготовка кадрового резерва выборных и штатных профсоюзных работников. 

2.2. Задачами стажировки являются: 

- освоение стажёром методов, технологий и элементов профсоюзной деятельности по выбранному направлению; 

- передача опыта наставника стажёру; 

- применение стажёром полученных теоретических и практических знаний по выбранному направлению на практике. 

2.3. Организационный комитет по подготовке и проведению молодёжных мероприятий ФНПР в 2022 году осуществляет общее руководство процессом организации стажировок и может вносить изменения в данное Положение при необходимости. 


3. НАСТАВНИК СТАЖИРОВКИ 

3.1 Наставничество – процесс передачи теоретических знаний и практического опыта работы от наставника стажирующемуся. 

3.2 Целью наставничества является приобретение стажёром знаний, необходимых для реализации проекта – практического результата стажировки. 

3.3 Задача наставника – выбрать и применить те инструменты и форматы работы, которые наилучшим образом в данный момент повлияют на прохождение стажировки его стажёром. Для этого наставник: 

– выбирает одно или несколько направлений стажировки, 

– формирует совместно с куратором учебный план для стажёров по своему направлению, 

– проводит индивидуальные и групповые консультации для стажёров, 

– отвечает на вопросы стажёров, 

– консультирует по проекту, разрабатываемому стажёром, дает его экспертную оценку, 

– формулирует критерии оценки успешности реализации проекта стажёра. 


4. КУРАТОР НАПРАВЛЕНИЯ 

4.1 Целью куратора является организация процесса стажировки. 

4.2 Задача куратора – организовать и выстроить процесс взаимодействия со своей группой стажёров, используя для этого необходимые каналы коммуникации, методы и формы работы, которые позволят полностью реализовать прохождение стажировки и подготовку проекта по выбранному направлению. Для этого куратор: 

– формирует совместно с наставником учебный план для стажёров по выбранному направлению; 

– организует индивидуальные и групповые занятия и консультации в различных формах проведения (лекции, вебинары) для стажёров по выбранному направлению; 

- доводит информацию об учебных модулях (общих для всех стажёров и специальных – по направлению) и иных мероприятиях стажировки; 

– осуществляет текущий контроль, оценивает динамику выполнения учебного плана и мотивацию стажёра в процессе стажировки. 


5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СТАЖИРОВКИ 

5.1 Стажёр выбирает одно или несколько направлений стажировки, изучает материалы учебных модулей (общих для всех стажёров и специальных – по направлению) и реализует индивидуальный или коллективный проект по выбранному направлению. Для этого стажёр выявляет и исследует основные проблемы по выбранному направлению в его первичной профсоюзной организации, территориальной организации профсоюза, территориальном объединении организации профсоюзов, всероссийском (межрегиональном) профсоюзе, ФНПР (по личному выбору), разрабатывает и реализует решение выявленных проблем. Результат его проектной деятельности оценивают наставники направления. 

5.2 Выбранное направление может не совпадать с проектной группой, в которой стажёр работал на федеральном этапе Программы в 2021г. 

5.3 Темы для проектной деятельности, описанные в настоящем Положении, являются примерными, но не обязательными. Стажёр может выбрать собственную тему, согласовав ее с наставником. 

5.4 Программа стажировки состоит из: 

– групповых учебных занятий, организованных при помощи ВКС - общих для всех направлений и тематических (по выбранному направлению); 

– самостоятельного изучения материала стажёром; 

– мероприятий по контролю усвоенного стажёром материала; 

– индивидуальной и групповой работы стажёров с наставником; 

– индивидуальной или групповой проектной деятельности стажёра по выбранному направлению. 

5.5 График стажировки 

Формирование групп.  Организационное собрание кураторов. 01.03.-15.03.2022г. 

Проведение кураторами ознакомительного вебинара по каждому направлению. Формирование взаимодействия «наставник – стажёр», «куратор-стажёр» 15.03-01.04.2022 г. 

Первая проектная сессия. Промежуточный контроль состояния проектов стажёров в группе в присутствии наставников, с обратной связью. 05.04.- 20.04.2022 г. 

Обучающие вебинары, общие для всех групп, а также вебинары по направлению. Вторая проектная сессия. 20.04 -30.08 2022 г. 

Промежуточный контроль состояния проектов стажёров в группе в присутствии наставников, с обратной связью. 01.09 – 15.09 2022 г. 

Доработка проектов 15.09 – 15.10. 2022 г. 

Итоговая презентационная сессия (по каждому направлению). 15.10.-01.11.2022г. 

5.6 Стажёр, подавая заявление на стажировку по одному или нескольким направлениям, принимает следующие условия: 

- организаторы Программы не обеспечивают стажёру освобождение по основному месту работы на период стажировки, стажёр самостоятельно планирует время для участия в обучающих и проектных мероприятиях стажировки; 

- стажировка является не оплачиваемой для стажёров; 

- кураторы определяют канал информирования своей группы, информируют об этом стажёров и не несут ответственности, если стажёр вовремя самостоятельно не ознакомился с информацией, переданной по этому каналу; 

- стажёр добросовестно и в установленные сроки выполняет задания наставников и кураторов, предоставляет кураторам отчет о проводимой им работе. 

- куратор обеспечивает постоянный контроль за выполнением программы стажировки и представляет данную информацию Организационному комитету по подготовке и проведению молодёжных мероприятий ФНПР в 2022 году. 

5.7. По окончанию стажировки наставники совместно с кураторами оценивают прогресс в подготовке каждого стажёра и определяют – допуск/не допуск к федеральному этапу Программы и рекомендуют или не рекомендуют Организационному комитету по подготовке и проведению молодёжных мероприятий ФНПР в 2022 году рассмотреть данную кандидатуру для дальнейшего участия в кадровых программах ФНПР и ее членских организаций. 


6. НАПРАВЛЕНИЯ СТАЖИРОВКИ 

6.1. Направление «Социальные сети» 

Задача: освоить навыки создания качественного профсоюзного контента и его продвижению в социальных сетях, выбора социальные сети для продвижения профсоюзного контента; создания завлекающих текстовых материалов, освещающих различные направления профсоюзной работы; создания качественного визуального оформления постов (создания и использования собственных фотографий, коллажей, мемов и видео), а также эффективных видеоматериалов для визуальных социальных сетей; познакомиться с нюансами записи подкастов (аудиопрограмм, которые можно скачивать или слушать онлайн); правильного использования хэштегов по профсоюзной тематике. 

Варианты тем для проектной деятельности: 

– создание, ведение, продвижение личного аккаунта в социальных сетях, созданного ранее или за период стажировки. Обязательное требование – тематика - социально-трудовые отношения, деятельность профсоюзов по защите социально-трудовых прав работников; 

– проведение комплекса мероприятий по продвижению в соцсетях профсоюзной организации или профобъединения; 

– разработка пособия по ведению страниц профорганизаций и (или) личных страниц профсоюзных лидеров в социальных сетях. 

Рекомендуется для участников 1 ступени «Стратегического резерва-2021», работавших в группе 4 (тема проекта: профсоюзный блогинг), группе 12 (тема проекта: работа с непрофсоюзной аудиторией в социальных сетях). 


6.2. Направление «Образование» 

Задача: овладеть навыками организации учебных мероприятий в соответствии с Концепцией профсоюзного образования ФНПР, работы с методическим материалом, выстраивания учебного процесса, систематизации обучающих программ и проведения тренингов для профактива. 

Варианты тем для проектной деятельности: 

- разработать, организовать , провести и документально оформить авторский тренинг по тематике социально-трудовых отношений для профсоюзной аудитории; 

- разработать, организовать, провести и документально оформить учебную программу для профактива в соответствии с Концепцией профсоюзного образования ФНПР; 

- разработать учебно-методический комплекс по одной из тем для обучения профактива; 

- разработать профиль профессиональных компетенций для одной из категорий штатных профсоюзных работников или профсоюзного актива. 

Рекомендуется для участников 1 ступени «Стратегического резерва-2021», работавших в группе 13 (тема проекта: образовательно-просветительский проект для школьников), группе 5 (тема: профсоюзный инкубатор компетенций), группе 6 (тема проекта: обучающая платформа), группе 3 (тема проекта: создание единой системы обучения профсоюзных лидеров). 


6.3. Направление «Социальное партнерство» 

Задача: изучить раздел II "Социальное партнерство в сфере труда" ТК РФ, а также ст. 27, 36-40 ТК РФ, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021-2023 годы, получить навыки ведения коллективных переговоров (подготовка, ход), навыки работы в трехсторонней комиссии, навыки регулирования взаимоотношений между работниками и работодателем, овладеть навыками анализа коллективного договора в организации, региональных законов в сфере труда. 

Варианты тем для проектной деятельности: 

- предложить и добиться принятия своего предложения в законопроект, коллективный договор или трехстороннее соглашение; 

- разработать предложения по нормативному регулированию первого рабочего места; 

- разработать предложения по нормативному регулированию прав и интересов молодёжи, проживающей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; 

- разработать предложения по нормативному регулированию наставничества; 

- разработать проект и добиться подписания соглашения о сотрудничестве территориального объединения организаций профсоюзов и регионального органа государственной власти, ответственного за работу с молодёжью; 

- разработать и реализовать проект по вовлечению молодежи в работу системы социального партнерства на уровне первичной профсоюзной организации, территориальной организации профсоюза, территориального объединения организаций профсоюзов, всероссийского (межрегионального) профсоюза. 


6.4. Направление «Органайзинг» 

Задача: научиться выявлять в трудовых коллективах потенциальных профсоюзных активистов и лидеров, устанавливать коммуникацию, выявлять проблемы на рабочем месте при выстраивании работы профсоюзной организации, предлагать и реализовывать механизмы, способствующие укреплению первичной профсоюзной организации, росту численности и повышению эффективности работы. 

Варианты тем для проектной деятельности: 

- создать новую Первичную профсоюзную организацию; 

повысить уровень профчленства в существующей первичной профсоюзной организации; 

- создать и запустить систему подготовки органайзеров на уровне первичной профсоюзной организации, территориальной организации профсоюза, территориального объединения организаций профсоюзов, всероссийского (межрегионального) профсоюза. 

Рекомендуется для участников 1 ступени «Стратегического резерва-2021», работавших в группе 11 (тема проекта: агитбригады), группе 9 (тема проекта: органайзинг). 


6.5 Направление «Цифровизация» 

Задача: изучить практический опыт по применению инструментов цифровизации в работе профсоюзных организаций, изучить проблематику работы с персональными данными в профсоюзах, освоить навыки системного анализа процессов в профсоюзной деятельности, научиться разрабатывать и внедрять цифровой инструментарий. 

Варианты тем для проектной деятельности: 

- выявить процесс или группу процессов в профсоюзной работе на уровне первичной профсоюзной организации, территориальной организации профсоюза, территориального объединения организаций профсоюзов, всероссийского (межрегионального) профсоюза или ФНПР, нуждающихся в цифровизации, провести системный анализ проблемы, сформулировать рекомендации по внедрению цифровых технологий, исходя из реальных финансовых и организационных возможностей соответствующей организации, подготовить или принять участие в подготовке технического задания и его реализации; 

- разработать инструкцию (практические рекомендации) по внедрению конкретного цифрового инструмента в работу первичной профсоюзной организации, территориальной организации профсоюза, территориального объединения организаций профсоюзов, всероссийского (межрегионального) профсоюза или ФНПР. 

Рекомендуется для участников 1 ступени «Стратегического резерва-2021», работавших в группе 1 (тема проекта - создание единой платформы для учета, оценки и обучения, с обратной связью и возможностью каждого участвовать в выборах), группе 6 (тема проекта: обучающая платформа); группе 7 (тема проекта: профсоюзная «горячая линия»), группе 8 (тема проекта: информационная цифровая платформа - профсоюзные услуги). 


6.6 Направление «Перспективные проекты» 

Задача: изучить практический опыт проектной деятельности в работе профсоюзных организаций, варианты привлечения финансирования на нестандартные профсоюзные проекты, овладеть навыками проектирования проектов и их реализации. 

Варианты тем для проектной деятельности: 

- выявить проблемную область, решение которой возможно через проектный подход и лежит в сфере интересов первичной профсоюзной организации, территориальной организации профсоюза, территориального объединения организаций профсоюзов, всероссийского (межрегионального) профсоюза или ФНПР. 

- разработать типовой проект, включая всю необходимую документацию, решающий конкретную задачу в профсоюзной деятельности первичной профсоюзной организации, территориальной организации профсоюза, территориального объединения организаций профсоюзов или всероссийского (межрегионального) профсоюза и масштабируемый при необходимости к реализации в любой профсоюзной организации соответствующего уровня. 

Рекомендуется для участников 1 ступени «Стратегического резерва-2021», работавших в группе 2 (тема проекта: грантовый конкурс по продвижению профсоюзной деятельности), группе 10 (тема проекта: психогигиена работников). 


6.7 Направление «ППО» 

Задача: изучить основы организации работы профсоюзного комитета ППО, в т.ч. подходы к мотивации профсоюзного членства, формирование плана работы комитета, основы охраны труда, подготовку мотивированного мнения, изучить нормативную базу работы ППО.
Варианты тем для проектной деятельности:
- выявить проблему членов профсоюза в своей ППО, решение которой возможно через работу комитета первичной профсоюзной организации, и решить ее;
- внедрить у себя в ППО успешный опыт, информацию о котором стажёр получил во время стажировки.
Рекомендуется для участников 1 ступени «Стратегического резерва-2021», являющихся председателями ППО или рассматривающих свое развитие в профсоюзе в качестве председателя ППО. 


6.8 Направление "Безопасность труда"

Задача: изучить практический опыт технической инспекции труда профсоюза, уполномоченных по охране труда на предприятиях, методологию отстаивания интересов работников при работе в комиссии по расследованию несчастных случаев, овладеть навыками проектирования предложений по усовершенствованию нормативно-правовой базы в сфере охраны труда.
Варианты тем для проектной деятельности:
- анализ причин травматизма в различных отраслях экономики с использованием массива данных профсоюзных технических инспекций труда;
- разработка и применение нестандартных подходов для повышения эффективности инструктажей и обучения по охране труда (игровые технологии, дополненная реальность, дистанционные технологии);
- совершенствование качества общественного контроля за состоянием охраны труда на своем предприятии (организации);
- разработать чек-лист для уполномоченных по охране труда с целью проведения проверки соблюдения правил охраны труда.